everstti_rymin (everstti_rymin) wrote,
everstti_rymin
everstti_rymin

Наше революционное песенное творчество

Говорят, что все самостийно-казакийские штучки на воспрянувшем в мае 1918-го Тихом Дону — удачный PR-ход  журналюги и новеллиста-беллетриста Петра Николаевича Краснова, "проскочившего" в войсковые атаманы на созванном буквально через пять дней после очищения от большевиков Новочеркасска "Круге Спасения Дона" в качестве компромиссной "переходной фигуры". Вожди Заплавского сидения (т.н. "Южной группы") и сторонники ген. П.Х.Попова столь яростно ненавидели друг друга, что пришлось ген. Денисову для предотвращения избрания Попова атаманом (а он страстно хотел этого) предложить делегатам (от прилежащих Новочеркасску станиц и от новочеркасской, кгм, интеллигенции) кандидатуру на пост врио атамана известного... в общем, известного своими литературными трудами аффтара-генерала.

Мастер слова внес несомненное оживление в скучную политику — его воображение было поистине безгранично. Врио атамана, ака "представитель пятимиллионного свободного народа", как он любил себя именовать, стал развивать у казаков казакийский патриотизм и "национализм", прививать им "чувство собственного достоинства", чтобы достойно, сталбыть, иметь дело с иностранцами — разными там русскими, украинцами и гостями-союзниками немцами. Это он ввел название Всевеликое Войско Донское, нечто прямиком из времен Имп. Петра Великого, а то и допетровских. Или, напр., назвал свою делегацию к Скоропадскому зимовой станицей. Нашел, в общем, Петр Николаевич специфическое оружие против большевиков. Стал учить казаков воспринимать борьбу с большевиками как войну за национальную свободу.

Так что весь самостийный антураж "Всевеликого Войска" надо считать эдаким неординарным ходом и несимметричны ответом  в пропагандистском оформлении гражданской войны. Но повторюсь, это всего лишь мнение такое.

Когда "Круг Спасения" стал принимать флаг, герб и гимн нового независимого государства, П.Н. еще пошутил: "Вы можете предложить любой флаг, за исключением красного, герб, за исключением еврейской звезды Давида, и гимн, за исключением Интернационала".

Ну, Донской флаг был учрежден сине-желто-алый (излюбленные, дескать, цвета главных элементов населения — казаков, калмыков и крестьян — а конкретно у кого какой был самый наилюбимейший, не уточнялось). Герб (на войсковой печати и "деньгах") — безштанный казак в папахе при оружии, сидящий на винной бочке (что будто бы, по старинному преданию, должно было выражать глубокую мысль: казак все пропьет, кроме оружия).

Донской же гимн был такой:


Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон,
И послушно отозвался
На призыв свободы он.


Зеленеет степь родная,
Золотятся волны нив,
Из простора долетая,
Вольный слышится призыв.


Дон детей своих сзывает
В круг державный, войсковой,
Атамана выбирает
Всенародною душой.


В боевое грозно время
В память дедов и отцов,
Вновь свободным стало племя
Возродившихся Донцов.


Славься, Дон, и в наши годы!
В память вольной старины
В час невзгоды честь свободы
Отстоят твои сыны.


Надо сказать, все сепаратисты в своих потугах создать что-нить "национальное" всегда потрясающе убоги.

Все мы знаем, как переврали создатели нынешнего державного гимна Украины трогательную патриотическую песнь Павла Чубинского, написанную им во время подавления польского бунта в 1863 году.

А вот и первоисточник "Донского гимна". Трагикомедия в том, что песня прославляет Русского Царя.

Всколыхнулся, взволновался
Православный Тихий Дон,
И послушно отозвался
На призыв Монарха он.

Он детей своих сзывает
На кровавый бранный пир,
К туркам в гости снаряжает,
Чтоб добыть России мир.

С Богом, дети, ведь широкий
Переплыть вам лишь Дунай,
А за ним уж недалеко
Цареград и наших знай.

Сорок лет тому в Париже
Нас прославили отцы,
Цареград - еще к нам ближе...
В путь же, с Богом, молодцы!

Стойте крепко за святую
Церковь - общую нам мать -
Бог вам даст луну чужую
С храмов Божиих сорвать,

На местах, где чтут пророка,
Скласть Христовы алтари,
И тогда к звезде востока
Придут с запада цари!

Над землею всей прольется
Мира кроткого заря,
И до неба вознесется
Слава Русского Царя!
________________________
Ээ... Современные профессиональные казаки (вовсе не только такие, как жЫдоесаул Яша Бремзис), признаться, у меня вызывают легкую брезгливость своими неимоверно громкими причитаниями о горестях их дедов-прадедов, которых в девятнадцатом изводили лютые большевики.  

Tags: гражданская война, поэзия, революционное
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments