?

Log in

No account? Create an account
Взгляд и Нечто [entries|archive|friends|userinfo]
everstti_rymin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

Публикация по новейшей истории РПЦЗ [Jan. 23rd, 2005|12:51 am]
everstti_rymin

Архіерейскій Синодъ Русской Православной Церкви Заграницей со скорбью наблюдаетъ все учащающіеся нападки и критику законной церковной власти, на страницахъ печати, въ связи съ нѣкоторыми мѣрами, принятыми Церковью, касательно ея клирика, архимандрита Антонія (Граббе), и относительно нѣкоторыхъ учрежденій съ которыми онъ былъ связанъ.

 

Не желая вызывать въ не церковной печати полемику, по своимъ чисто церковно-административнымъ дѣламъ, Церковь до сихъ поръ избѣгала преданію огласкѣ имѣющіеся матеріалы и факты по дѣлу архим, Антонія.  Однако, сейчасъ, ввиду все шире и шире распространяющихся кривотолковъ среди нашихъ пасомыхъ, вызванныхъ, повидимому, кругами враждебными Св. Церкви, и желая оградить нашу боголюбивую паству отъ душевредной дезинформаціи, Синодальная Канцелярія вынуждена довести до свѣдѣнія клира и вѣрныхъ чадъ Русской Зарубежной Церкви слѣдующее:

 

1.        Архіерейскій Соборъ въ сентябрѣ 1985 г., созванный въ Маннсонвиллѣ, Квебекъ (Канада), послѣ доклада Начальника Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ, архим. Антонія (Граббе), назначилъ Комиссію, состоящую изъ Преосвященныхъ Архіепискапа Антонія Лосъ Анжелосскаго и Южно-Калифорнійскаго, Архіепископа Лавра Сиракузскаго и Троицкаго и Епископа Иларіона Манхеттенскаго, для ревизіи денежныхъ и административныхъ дѣлъ Начальника Миссіи архим. Антонія.

 

2..    Въ концѣ октября 1985 г., въ теченіе трехъ недѣль, члены Комиссіи посѣтили Іерусалимъ и приступили къ ревизіи финансовой отчетности Русской Духовной Миссіи, провѣрили имѣющіеся документы и допросили лично архим. Антонія по разнымъ вопросамъ, связаннымъ съ ревизіей.

 

3.       Комиссія обнаружила, что денежная отчетность Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ находится въ хаотическомъ состояніи, несмотря на то, что Ревизіонная Комиссія 1973 г. дала архим. Антонію точныя указанія какъ упорядочить отчетность. Какъ пркмѣръ, можно указать на то, что приходо-расходная книга вообще отсутствовала.  Нѣкоторыя очень крупныя суммы денегъ шли непосредственно /более 5 млн. долларов, полученных арх. Антонием от израильских властей – прим. публикатора/ на личный счетъ о. Антонія.  Также было много недочетовъ и въ связи съ разными финансовыми вопросами и съ продажѣю земельныхъ участковъ Миссіи /Израилю – через «подставную» компанию – прим. публикатора/.  Докладъ Комиссіи по дѣлу о. Антонія, излагающій подробно явныя нарушенія фидуціарныхъ обязанностей (опекунства русскаго церковнаго имущества) архим. Антоніемъ, былъ представленъ Архіерейскому Собору Русской Православной Церкви Заграницей, состоявшемуся въ г. Нью-Іоркѣ во второй половинѣ января 1986 г. На основаніи этого доклада и послѣ продолжительнаго обсужденія этого вопроса, Соборъ предложилъ о. Антонію подать въ отставку отъ всѣхъ своихъ обязанностей въ Русской Духовной Миссіи въ Іерусалимѣ и въ Православномъ Палестинскомъ Обществѣ и отстранилъ его отъ вышеуказанныхъ обязанностей.

 

4..     На своемъ засѣданіи 14/27 марта с.г., состоявшемся въ г. Монреалѣ, Архіерейскій Синодъ продолжилъ разборъ дѣла архим. Антонія и издалъ обвинительную резолюцію, содержащую подробное перечисленіе нарушеній архим. Антоніемъ рядъ каноновъ и церковныхъ правилъ.  Въ этой резолюціи Синодъ проситъ Предсѣдателя Архіерейскаго Синода, Высокопреосвященнѣйшаго Митрополита Виталія, въ чьемъ вѣдѣніи находится архим. Антоній, запретить послѣдняго въ священнослуженіи до полнаго урегулированія о. Антоніемъ всѣхъ вопросовъ, представленныхъ ему въ резолюціи Синода. Послѣ Свѣтлой Пасхальной недѣли с.г. Митрополитъ Виталій запретилъ архим. Антонія въ священнослуженіи впредь до рѣшенія его дѣла церковнымъ судомъ.

 

5.  Между тѣмъ, архим. Антоній, безъ благословенія на то своей церковной власти, полетѣлъ въ Бѣлградъ къ Сербскому Патріарху Герману, прося принять его въ юрисдикцію Сербской Православной Церкви. Представитель Сербской Церкви въ ОША, Епископъ Христофоръ, въ письмѣ Митрополиту Виталію отъ 7-го мая  с.г., выразилъ согласіе принять архим. Антонія въ свою епархію, если послѣдній получитъ каноническій отпускъ отъ своего церковнаго начальства.

Въ письмѣ отъ 23 мая/5 іюня с.г. Митрополитъ Виталій отвѣтилъ Епископу Христофору, что пока архим. Антоній находится подъ запрещеніемъ и подъ церковнымъ слѣдствіемъ, то Синодъ не можетъ выдать ему отпускную грамату.

 

7.    Одновременно, архим. Антоній подалъ прошеніе Высокопреосвященнѣйшему Митрополиту Виталію о переводѣ его въ Сербскую Православную Церковь.  Прошеніе это обсуждалось на засѣданіи Архіерейскаго Синода въ Макнсонвиллѣ 16/29 мая с.г. и архим. Антонію были даны слѣдующія указанія:

а) Пока Вы находитесь подъ запрещеніемъ, не можетъ быть и вопроса о Вашемъ отпускѣ въ другую Православную Помѣстную Церковь.

б)   Объясненія, представленныя Вами отъ 9/22 мая 1986 г., Архіерейскій Синодъ считаетъ неудовлетворительными, потому что они не являютоя ни отвѣтомъ по существу Резолюціи Архіерейскаго Синода отъ 14/27 марта 1986 года, ни урегулированіемъ нарушеній, перечисленныхъ въ той-же резолюціи.

в)   Вамъ, какъ монаху и клирику, обязанному послушаніемъ своей церковной власти, предписывается снять съ себя обязанности директора Свято-Сергіевской Гимназіи, по окончаніи учебнаго года (въ іюнѣ 1986 г).

г)     Вы временно командируетесь въ вѣдѣніе Преосвященнаго Епископа Марка, какъ хранитель церковнаго имущества въ Висбаденѣ, съ мѣстомъ жительства въ церковномъ домѣ, куда предписывается Вамъ выѣхать въ теченіи мѣсяца послѣ окончанія текущаго учебнаго года.

д)      Архіерейскій Синодъ вмѣняетъ Вамъ въ обязанность немедленно прекратить всякую дѣятельность, прямую или косвенную, въ связи съ дѣлами Православнаго Палестинскаго Общества.

е) Для отвѣта по существу и урегулированія вопросовъ,  перечисленныхъ въ резолюціи отъ 14/27 марта с.г., Вамъ дается срокъ до начала сентября мѣсяца, по новому стилю, 1986 года."

 

8. Вмѣсто того, чтобы подчиниться, какъ монахъ и священнослужитель, своему церковному начальству, и смиренно принять новое свое назначеніе и другія указанія, архим. Антоній самочинно и незаконно ушелъ изъ подчиненія Русской Зарубежной Церкви, и былъ такъ же незаконно принятъ старостильнымъ греческимъ митрополитомъ въ Асторіи (Нью-Іоркѣ) Паисіемъ.  Русская Православная Церковь Заграницей по ряду причинъ съ 1974 г. не находится въ евхаристическомъ общеніи съ этой вѣтвью грековъ-старостильниковъ. Опубликованный въ "Новомъ Русскомъ Словѣ" /русскоязычная еврейская газета, выходящая в Нью-Йорке, выступавшая на стороне А. Граббе – прим. публикатора/ указъ отъ 1969 года о признаніи старостильниковъ былъ дѣйствителенъ только до 1974 г. Самочинный переходъ архим. Антонія и незаконное принятіе его митр. Паисіемъ нарушаютъ слѣдующіе церковные каноны, которые гласятъ: "Аще кто пресвитеръ, или діаконъ, кли вообще находящійся въ спискѣ клира, оставивъ свой предѣлъ, во иный отидетъ, и совсѣмъ премѣстяся, въ другомъ жити будетъ безъ воли епископа своего: таковому повелѣваемъ не служити болѣе, и наипаче, аще своего епископа, призывающаго его къ возвращенію,  не послушалъ. Аще же останется въ семъ безчиніи: тамо, яко мірянинъ, въ общеніи да будетъ" (Апост. пр. 15).  "Аще же епископъ, у котораго таковымъ быти случится, въ ничто вмѣнивъ опредѣленное имъ запрещеніе служенія, пріиметъ ихъ яко членовъ клира: да будетъ отлученъ, яко учитель безчинія" (Ап. пр. 16).  "Аще кто изъ клира, или мірянинъ отлученный отъ общенія Церковнаго, или недостойный пріятія въ клиръ, отшедъ, въ иномъ градѣ принятъ будетъ безъ представительной граматы: да будетъ отлученъ и пріявшій и пріятый" (Ап. пр. 12);

 

Заявленія митр. Паисія и архим. Антонія о томъ, что надъ послѣднимъ былъ несправедливый судъ — недѣйствительны и не соотвѣтствуютъ правдѣ, т.к. церковнаго суда надъ архим. Антоніемъ до сего дня еще не было, а были только предварительныя разслѣдованія.

 

9. Секретарь Архіерейскаго Синода, Преосвященный Архіепископъ Лавръ, послалъ письменный протестъ Первоіерарху грековъ-старостильниковъ въ Аѳинахъ, Архіепископу Хризостому, о незаконномъ вмѣшательствѣ члена его Синода въ дѣло Русской Зарубежной Церкви. 19 іюня (по ст.ст.) греческіе Архіепископъ Хризостомъ и Епископъ Каллиникъ прислали Секретарю нашего Синода копію ихъ письма митр. Паисію, въ которомъ они даютъ ему слѣдующее распоряженіе: "Имѣя въ виду желаніе для возстановленія каноническихъ отношеній съ Синодомъ /Русской Зарубежной Церкви/, которыя были прерваны неразумными дѣйствіями бывшаго архіепископа, теперь монаха, о. Авксентія Пастрасъ, Овященный Синодъ /грековъ-старостильниковъ/, на своемъ засѣданіи 18 іюня/1 іюля с.г., единогласно издалъ заявленіе противъ принятія въ общеніе архим. о. Антонія Граббе. Вамъ слѣдуетъ принять во вниманіе, что каждое Ваше отрицательное дѣйствіе будетъ препятствовать попыткамъ къ возстановленію добрыхъ отношеній нашей Церкви съ сестрой, Русской Церковью Заграницей". Такимъ образомъ, даже церковная власть самого митр. Паисія призна незаконность его дѣйствій.

 

10.     По достовѣрнымъ свѣдѣніямъ, архим. Антоній, будучи подъ церковнымъ запрещеніемъ, началъ священнодѣйствоватъ и собирается создавать новый раскольничій приходъ подъ юрисдикціей митр. Паисія По понятіямъ Православной Церкви, такое богослуженіе и таинства, совершенныя клириками подъ запрещеніемъ, являются безблагодатными и святотатствомъ. Такой поступокъ архим. Антонія, въ случаѣ его нераскаянія, непремѣнно повлечетъ за собой строжайшія церковно-дисциплинарныя мѣры, вплоть до лишенія сана/ такой указ был вскоре издан – см. статью  Павла Троицкого – прим. публикатора/.

 

Архіерейскій Синодъ предупреждаетъ своихъ вѣрныхъ чадъ не имѣть никакого молитвеннаго или богослужебнаго общенія съ архим. Антоніемъ (Граббе) пока онъ находится въ расколѣ со своимъ законнымъ священноначаліемъ.  Согласно І0-го правила Св. Апостолъ: "Аще кто съ отлученнымъ отъ общенія Церковнаго помолихся, хотя бы то было въ домѣ: таковый да будетъ отлученъ".

 

11.     Это краткое сообщеніе всѣхъ фактовъ и обстоятельствъ по дѣлу архим. Антонія (Граббе) сообщается нашимъ вѣрующимъ для разъясненія этого вопроса, съ просьбой святыхъ молитвъ объ вразумленіи заблудшаго.

КАЦЕЛЯРІЯ АРХІЕРЕЙСКАГО СИНОДА

linkReply

Comments:
[User Picture]From: hgr
2005-01-22 02:19 pm (UTC)
к постановлениям РПЦЗ нужно все-таки относиться не без юмора. и вообще -- audiatur et altera pars. дело А.Граббе где-то у нас было (с позиции Палест. О-ва) и, м.б., вывешивалось.

но, самое главное: Вы правы, Андрей Львович, в том, что для современной реальности Израиля вл.А.Г. реальностью не является. ссылка на него, с учетом восточной специфики, будет воспринята как слабость.

что кас. канонической стороны судебных решений РПЦЗ, то это всегда заведомый мусор.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2005-01-22 10:37 pm (UTC)
Материал о гр. А. Ю. Граббе - это сообщение для печати, подготовленное Синодальной Канцелярией в 1986 году - в ответ на инспирированные семейством графа статьи, опубликованные, прежде всего, в русскоязычном "Новом Русском Слове". Часть статей исходила и от "Иерусалимского Отделения" ППО, возглавляемого, разумеется, самим графом Алексеем Юрьевичем. Кстати, его главенство этим "отделением" длилось до минувшего года. В сообщении
для печати, которое попало ко мне еще в середине 90-х годов, все обстоятельства, связанные с деятельностью пылкого графа, предельно смягчены и обобщены. Тогда же мне обещали и более конкретные материалы, поясняюшие некоторые
дипломатические недоговоренности данного документа, но, к сожалению, мои отношеня с источником - прервались, и мне удалось получить немногое. Даже не известно (я как-то не подумал задать этот вопрос), где было опубликовано это
сообщение, да и было ли оно опубликовано вообще.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: hgr
2005-01-23 02:01 am (UTC)
любопытный текст, я не знал. так что спасибо, энивей.

относит. ППО мне так и не удалось составить своего мнения -- насколько эта организация вменяема и на что-то годится.

в любом случае, в Израиле надо начинать не с недвижимости, а с людей, а людей может там дать только новая эмиграция ("репатриация").
(Reply) (Parent) (Thread)
From: logothet
2005-01-25 03:26 pm (UTC)
Извините за любопытство, но Вы упомянули, что главенсто Вл. Антония над Иерусалимским Отделением ППО продолжалось ло минувшего года, а кто же теперь возглавляет это отделение?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2005-01-27 08:12 am (UTC)
Кто же теперь глава Иерусалимского отделения "граббовского" ППО?

Там сейчас неразбериха. Ослабевший от болезни гр. А.Ю. Граббе был "свергнут" лицами из его же команды, которые, насколько мне известно, препринимают попытки продать поскорее все, что только можно (и нельзя) продать, а затем разбежаться. Возможно, о тамошних делах лучше осведомлен уважаемый о. Григорий.


(Reply) (Parent) (Thread)
From: logothet
2005-01-27 03:09 pm (UTC)
Очень любопытно. А насколько точны эти сведения? Тамошнему ППО принадлежал храм Судных врат, кажется? Это его хотят продать?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: nectarius
2005-01-25 11:51 am (UTC)
Кстати, я где-то раньше читал - кажется у Вас в журнале - апологию хиротонии Граббе, признанной Суздалем "по доверию к братской хризостомовской иерархии". Нелишне будет прояснить, что к данной иерархии эта хиротония имеет мало отношения. Митр. Паисий и еп.Викентий в 1995г. оказались в той части Синода, которая порвав с арх. Хризостомом стала возглавляться митр.Каллиником. К этому времени они уже в течение известного времени находились под обвинением в экуменических заявлениях и действиях. В том же году по настоянию афонских зилотов Синод митр.Каллиника рассмотрел эти обвинения и признав их справедливыми, а обвиняемых - виновными постановил отлучить их от церковного общения (для проведения полноценной канонической процедуры лишения сана Синод счел себя недостатшочно многочисленным).
В этом состоянии отлучения они вместе с отделившимся от Синода митр. Афанасием Ахарнским (подписавшим, кстати, ранее решение об их отлучении) совершили епископские хиротонии двоих архимандритов - Антония Граббе и некоего Нектария. Нектарий позже искал присоединиться к нашему Синоду, но не был признан епископом.
А что касается хризостомовцев, то они с самого начала разделения "низложили" всех отделившихся и потому также никак не могли признавать епископство Антония.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2005-01-27 08:14 am (UTC)
Я перестал разбираться в толках и согласиях греческих старостильников. Они - люди безумные, проклявшие всех, вся, и друг друга.
(Reply) (Parent) (Thread)