everstti_rymin (everstti_rymin) wrote,
everstti_rymin
everstti_rymin

Categories:

Гамлет, принц персидский

Дела давно минувших лет, преданья старины глубокой

Театр европейского образца был одним из многих нововведений, привезенных шахом Насир ад-дином Каджаром из его путешествий по западным странам. В своем дневнике монарх описывал восторг от посещения оперы, театральных постановок и цирка, поэтому, вернувшись на родину, он отдал приказ о возведении первого в стране театра, образцом для которого должен был стать лондонский Альберт-холл. Западные традиции плохо приживались в Иране: драматургия была не самым привычным литературным жанром, а первой постановкой в свежепостроенном театре была шиитская религиозная мистерия таазие. Шаха такое положение не устраивало, поэтому в 1885 г. при дворе было открыто переводческое бюро, целью которого был перевод европейских пьес на персидский язык.

Реза-шах, основатель династии Пехлеви, сменив на престоле Каджаров, провозгласил курс на модернизацию Ирана и построение «современного» западного государства и общества. Проект Резы-шаха включал в себя не только индустриальные проекты и масштабные реформы, но и предание Ирану «европейского» облика. Практически без исключений подданные шаха были обязаны носить «западную» одежду, налагался запрет на фото- и видеосъемку «отсталого» Ирана – кочевых племен и их образа жизни, духовенства в их облачении, женщин, одетых согласно мусульманским предписаниям… Из-за этого запрета пострадал, в частности, придворный фотограф Каджаров Антон Севрюгин, известный снимками «традиционного» Ирана.

Театр как одно из проявлений «современности» помещался монархом в авангард борьбы с «отсталостью»: театральная жизнь бурлила, а в репертуаре большую роль играли именно европейские сюжеты. В 1933 г. была основана Государственная театральная компания, а также был приглашен знаменитый актер Ваграм Папазян, известный своими ролями в постановках по произведениям Шекспира. Папазян должен был исполнить роли Отелло и Гамлета, причем его реплики должны были звучать по-французски! Дело в том, что Папазян свободно говорил на родном армянском, русском и французском, но не знал ни персидского, ни английского. Можно было себе представить недоумение зрителей: все актеры говорили по-персидски, а главный герой – по-французски!

Предполагалось, что постановка «Гамлета» будет нести серьезное идеологическое послание: поклявшийся отомстить узурпатору и убийце отца принц должен был напоминать зрителю о самом Резе-шахе, положившем конец прогнившему режиму Каджаров. Вышло все ровно наоборот: зрители действительно увидели на сцене аллюзию на современную им политическую ситуацию, только иранский монарх предстал в ней в образе Клавдия. Реза запретил не только постановки «Гамлета», но и всех пьес, в которых фигурировали бунтующие принцы, узурпаторы, сумасшедшие короли и королевы, и этот запрет действовал до самого конца эпохи Пехлеви.
Tags: а люди в нем актеры, мiр театр
Subscribe

  • Вот и допился до ручки

    "Вакхические восклицания женщин" Вос­ста­но­вив свои силы, македо­няне в тече­ние семи дней весе­лой про­цес­си­ей шест­во­ва­ли через…

  • 103 года назад

    Из хроники мiровой эпидемии испанского гриппа столетней давности. 28 октября 1918 года газета Bellingham Herald рассказывает о случае в…

  • Вспомним былое

    6 ноября 1931 года в Москве делегация из Ворошиловграда (Луганска) представила правительству первый паровоз серии "Феликс Дзержинский" — самый…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments