Изъ давняго. Нѣкогда я пробовалъ себя въ гомилетикѣ. Тутъ нужно полностью измѣнить языкъ и мысли. Вотъ что получалось.
________________________
С Л О В О
НА ДЕНЬ БОГОЯВЛЕНІЯ ГОСПОДНЯ.
/лѣто 2007-е отъ Р.Х./
НАЧАЛО сегоднишняго чтенія изъ Апостола указываетъ намъ на явленіе въ мірѣ благодати Божіей, спасителъной для всѣхъ человѣковъ, а конецъ его — на вѣчную жизнь, которую наслѣдуютъ всѣ тѣ, кои въ этой жизни поспѣшатъ воспользоватъся къ своему спасенію благодатію Христовой (Тит. 2, 11—14; 3, 4-7.).
—И такъ внимайте, христіане, приклоните ухо подобные мнѣ грѣшники! Намъ ниспослана нынѣ отъ Бога, Отца щедротъ и всякаго утѣшенія, спасительная благодатъ или спасительная сила, при помощи которой мы всѣ можемъ спастись, и ни одинъ не погибнемъ, если только усердно ею воспользуемся во время. Эта благодать научаетъ насъ и вмѣстѣ помогаетъ намъ отвергнуть нечестіе или различныя житейскія страсти и похоти, коимъ мы поработили себя, жить праведно и благочестиво въ нынѣшнемъ краткомъ, приготовительномъ вѣкѣ, въ ожиданіи блаженнаго упованія и явленія славы, т. е. втораго славнаго пришествія великаго Бога и Спасителя нашего Іисуса Христа, Который предалъ Самъ Себя за насъ въ очистительную и примирительную жертву Богу Отцу, пострадавъ и умерши за насъ, — чтобы избавить насъ отъ всякаго беззаконія и очистить Себѣ народъ особенный, ревностный къ добрымъ дѣламъ, каковъ и долженъ быть народъ христіанскій, т. е. всѣ мы, православные христіане. Но таковы ли мы на самомъ дѣлѣ? Особенный ли мы народъ отъ всѣхъ другихъ, не христіанъ: евреевъ, магометанъ, идолопоклонниковъ? Ревностны ли мы къ добрымъ дѣламъ? Не встрѣчаются ли между нами, христіанами, такіе же, или еще и большіе грѣхи, какъ и у не христіанъ? Къ стыду нашему — встрѣчаются вездѣ и повсюду; не стану я называть этихъ грѣховъ, потому что они для всѣхъ явны, для всѣхъ очевидны. Глядя на нашу жизнь, или на нѣкоторыхъ называющихся христіанами, иногда подумаешь: это ли люди обновленія, сыны Божіи, царское священіе, христіане, народъ особенный, отличный отъ другихъ? — но увы! страшно сказатъ — особенный, но только въ превратномъ смыслѣ, особенный — по невѣжеству, по грубости, по дерзости, по невѣрію, по пьянству и разврату, по неуваженію и презрѣнію дара жизни, величайшаго, неоцѣненнаго дара Божія, по неуваженію цѣломудрія, по распущенности нравовъ, по неуваженію и неблагодарности къ родителямъ, къ богопоставленнымъ властямъ;— по неуваженію дара слова, безумно, нецѣломудренно и блазнительно расточаемаго въ печати, въ міровой паутинѣ и во взаимномъ общеніи. Опомнимся, христіане, осмотримся, куда мы идемъ! Что мы говоримъ и дѣлаемъ? —Гдѣ нашъ путеводный свѣточъ? Гдѣ Евангеліе, по коему должны мы жить? Слушаемъ ли, читаемъ ли его усердно? — Получившіе образованіе помнятъ ли то, что читали, что учили изъ этой священной книги книгъ? У необразованныхъ, малограмотныхъ и неграмотныхъ нерѣдко является болѣе жажды слушать и исполнятъ слово Божіе, чѣмъ у образованныхъ;— и образованные нерѣдко хуже необразованныхъ, потому что извращаютъ свое образованіе, сообщая ему чисто свѣтскій, мірской, а не христіанскій, не церковный, не духовный характеръ; читаютъ только свѣтскія книги и никогда — Евангеліе и другія духовныя книги. А безъ духовнаго чтенія, какъ и безъ Богослуженія, безъ участія въ христіанскихъ таинствахъ исповѣди и причастія, безъ дѣлъ христіанской добродѣтели, можетъ ли развиваться, процвѣтать, укрѣпляться христіанская жизнь? И такъ, христіане, постараемся быть на самомъ дѣлѣ христіанами,— народомъ особеннымъ, по стремленію къ правдѣ и святости и къ вѣчной жизни, къ которой мы позваны,— по ревности къ добрымъ дѣламъ, а не къ порочнымъ. Далѣе апостолъ Павелъ внушаетъ епископу Титу, къ коему пишетъ свое посланіе или письмо, чтобы онъ напоминалъ христіанамъ повиноваться и покоряться начальству и властямъ, быть готовыми на всякое доброе дѣло, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими,— и оказыватъ всякую кротость ко всѣмъ человѣкамъ. Это увѣщаніе надобно громко и съ особенною силою обращать въ нынѣшнее время ко многимъ заблудившимся и погибающихъ христіанамъ, дерзко возстающимъ на попраніе властей, поставленныхъ отъ Бога. Но гдѣ они? Какъ достигнетъ ихъ слово Церкви, слово Христово? Они отвергаютъ и Церковь. Но слово Божіе въ дѣйствіи цѣломудренно, своемъ и въ самомъ шествіи, распространеніи своемъ неограниченно. Оно дойдетъ и до нихъ, и да просвѣтитъ ихъ омраченные смыслы и сердца. Вы же, братія, берегитесь таковыхъ, и покоряйтесь безропотно начальству и властямъ и будьте готовы на всякое доброе дѣло; оставьте злословіе и сквернословіе—брани и свары; будьте кроткими, тихими ко всѣмъ, по примѣру тихости и кротости Христовой. Братія и сестры! если намъ даны отъ Бога благодать и особенная сила Божія ко спасенію и къ святой христіанской жизни, то съ насъ и взыщется гораздо строже на страшномъ судѣ Христовомъ, если мы вознерадимъ о благодати Христовой и будемъ жить въ нерадѣніи. Будемъ всегда помнить о данной намъ благодати, будемъ возращать въ себѣ усердно залогъ благодати; будемъ помнить всегда, что впереди насъ ждетъ вѣчная жизнь, если будемъ пользоваться благодатію во славу Божію и къ своему спасенію,—или вѣчная мука, непремѣнно вѣчная мука, если отвергнемъ благодать Божію.
Аминь.
