everstti_rymin (everstti_rymin) wrote,
everstti_rymin
everstti_rymin

Categories:

L'ESSAY. К годовщине



1486 лет назад, 29 марта 535 года, Император Юстиниан Великий издал знаменитую 6-ю новеллу, в предисловии к которой была впервые достаточно полно сформулирована идея симфонии светской и духовной власти в государстве:

«Величайшие дары Божии, данные людям высшим человеколюбием, это священство и царство. Первое служит делам Божеским, второе заботится о делах человеческих. Оба происходят от одного источника и украшают человеческую жизнь, поэтому цари более всего пекутся о благочестии духовенства, которое, со своей стороны, постоянно молится за них Богу. Когда священство беспорочно, а царство пользуется лишь законной властью, между ними будет доброе согласие и все, что есть доброго и полезного, будет даровано человечеству»

Как и любая политическая концепция, симфония была недостижимым идеалом как для Византийской Империи, так и для её приемницы - Русского Царства и Российской Империи (6-я новелла воспроизведена в 42-й главе Кормчей книги).

Однако лучшие представители Империи Ромеев всегда стремились хотя бы приблизиться к нему. Так, например, о величайшем значении симфонии властей говорится в Эпанагоге императора Василия Македонянина. Здесь отношение между священнством и Царством, или между Патриархом и Царем, уподобляется отношению души и тела, и согласное действие, что то же – симфония между ними, определяется как благо государства.

Еще сильнее эта мысль выражена в XII веке в послании императора Иоанна Комнина к папе Григорию: «Два предмета, – пишет Император, – в продолжении моего царствования я признавал совершенно отличными один от другого: это власть духовная (т.е. священство), которая от великого и высочайшего Первосвященника <...> Христа дарована Его Апостолам и ученикам как благо неизменное, чрез которое по Божественному слову: „Воздайте кесарю, что ему принадлежит", – власть, заключенная в своей сфере. Эти две господствующие в мире власти, хотя разделены и различны, но действуют к обоюдной пользе в гармоническом соединении (симфонии),воспомоществуя и дополняя одна другую. Они могут быть сравнены с двумя сестрами – Марфой и Марией, о которых повествуется в Евангелии. Из согласного обнаружения этих властей проистекает общее благо, а из враждебных отношений великий вред».

В России идея симфонии в теории и на практике активно развивалась в период становления самодержавного централизованного государства после освобождения от татарского ига и до реформ Петра I, т.е. в XVI-XVII вв. Становление этой доктрины происходило в трудах прп. Иосифа Волоцкого, прп. Максима Грека, свт. Геннадия Новгородского, старца Филофея Псковского, свт. Макария Московского и других. Воплощение в жизни симфония нашла после учреждения на Руси патриаршества. Особенно, на примере Царя Михаила Федоровича и Патриарха Филарета (сына и отца) и в первые годы патриаршества Никона при Царе Алексее Михайловиче.

Яркой иллюстрацией симфонии была церемония "Шествия на осляти", когда Царь на Вербное воскресенье смиренно вел под уздцы жеребенка с восседавшим на нем Патриархом.

Tags: Церковь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments