everstti_rymin (everstti_rymin) wrote,
everstti_rymin
everstti_rymin

Categories:

#ихнравы в седую старину

История – это, прежде всего, летопись развития нравов. Гораздо проще понять наших предков, изучая повседневные документы из жизни того или иного периода.

Вот, например, интересная жалоба, поданная местными хозяевами хуторов в 1791 году на русских военных крепости Хаджибей (из которой потом выросла современная Одесса), изнемогавших без женского общества. Действие происходило за три года до основания города, но на землях, уже завоеванных Российской империей. Орфография и пунктуация автора полностью сохранена.

«Жалоба, поданная въ 1791 году хозяевами двух хуторов на татарской балке (что близ Одессы) на рускаго офицера изъ Хаджибея и совпровождавшихъ его сержанта, лекаря, солдатъ и матросовъ, уведших с собою всехъ женщин изъ пяти дворов:

Ваше Графское Сiятельство!
К вашей графской милости прибегаемо, защитите молимо от многих разбойствъ и хищенiй. Сего 1791 въ 27 день до нас на хутори на татарской балке Данилы Баркило и Карпа Чаплинськога прiихали на трiохъ подводах офицеръ К……ковь да сержантъ Якубов та лекарь Липманъ со многими солдатами и матросами (драгунами приписка над строкою) якоби за сiном, житом и се…ъ и будучи довольно чествуемы вином, горилкою и всякою хуторскою стравою зачали питать для чего съ нами живутъ жинки не вiнчанни. И когда кум Назар Ковальчук ответъ дали что жинки нашi какiя есть вiнчани у протоерея отца Епифанiя i дiвки, что при нас находяться вже рушники повiддали i за отца вже посылано тодi фельшаръ Липман началъ свiстом знаки подавати на возахъ сiдячим солдатамъ и прочимъ людямъ и инie люди повбигаючи зо всихъ пяти хатъ похватали жинку мою Пелагею и своячницю Тетяну, и Чаплинського жинку же Анастаciю съ маленьким хлопчиком, та дивчатъ сродственницю Кваченкову Пераскеву и Назара Ковальчука наймичку та туркиню Офирю и повязавши япанчею офицеровою и солдатовими и нашими свитками поiхали до Гаджибея и якъ ми побiглi за ними то сержантъ Якубовъ казалъ москалямъ прямо стрiлять на насъ i тiи cтрiляли но Божею волею ми остались живы.

На другiй день поiхав до обозу кум Назар Ковальчук и стал пытать у рейтара, что при воротах стоялъ на часахъ де подiвали жинок и дiвок и тый указалъ на турецкую ………. и дойдя до неи Ковальчукъ виделъ жинку Чаплинскаго Анастасiю и сталъ еи казать чтоб пишла до свого чоловiка (зачеркнуто и над словом написано мужа). Анастасiя же спiваючи смiялась и показала из окна непристоиние знаки. Туркиня же Офиря выбегли до Ковальчука и казала что не пiду до васъ, а жiву у сержанта замiсть жени.

Просiмо Вашiй Сiятельной милости жiнокъ нашiхъ до нас вiддати и за нашее добро кожухивъ три, свитокъ пять, та за ciно и жито и вiно горiлку всего злотихъ 10 и более что слiдуетъ платить (другою рукою приписано) и что следует по военному регламенту темъ войсковимъ людям учинить. Писал Федоръ Нестеровъ»

Здесь прекрасно все: и специфический суржик, на котором написана жалоба (уже видно, что «окультуренный» писарь пытался перевести слова хуторян-украинцев на официальный казенный русский, но получилась какая-то дичь), и ухватки военных, действующих на манер татарских бандитов-охотников за пленными, и общий уровень законности на свежеосвоенных территориях. Да и сами объекты грабежа друг друга стоят – украденные бабы не спешили бросать сытую жизнь на офицерских хлебах ради пахоты в мужниной усадьбе, а хуторяне в своей жалобе спокойно приравнивают своих жен к прочему имуществу, включив их в список претензий наравне с кожухами и прочим барахлом. И да, жалоба, конечно же, осталась неудовлетворенной.
Tags: седая старина
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments