everstti_rymin (everstti_rymin) wrote,
everstti_rymin
everstti_rymin

Category:

Два мipa — два плана. Тогда и ныне

Нас сейчас впечатляет национальный подъем у турок, а в конце XIX века турецкие интеллектуалы восхищались этнонационализмом балканских народов, в первую очередь болгар. Подъем национального движения в Болгарии произошел вместе со стремительной модернизацией, которая сделала Болгарию главным противником Османов на Балканах. Интересно сравнивать с нынешней ситуацией: социально-экономический упадок балканских стран и иодернизированная националистическая Турция, которая возвращается в регион.

Что ещё интересно, геноцид армян и других народов Анатолии — во многом следствие разгрома, который понесли турки в Румелии (европейской части Турции). Так же как и в Закавказье христианское население там было вытеснено в горы, а земля в плодородных долинах принадлежала преимущественно мусульманам. После побед над турками мусульманское население ждала резня. А через пару лет досталось армянам, ассирийцам и грекам.



"Младотурки были особенно очарованы примером Болгарии, который для многих из них представлял "Пруссию на Балканах". До, во время и после Балканских войн Болгария, "восходящая нация" на Балканах с многообещающим будущим (в отличие от разлагающихся наций в постоянной войне народов), воспринималась как главная угроза. Банды болгарских партизан были образцом для подражания у младотурок. Не случайно те, кто охотился за болгарскими группами, оказались ведущими младотурками. В этих болгарских бандах их захватывала жестокая работоспособность, беззаветный патриотизм и приверженность национальному делу. Эта болгарская милиция была фанатично националистической, но в то же время ревностно преданной образованию, науке и технике. Сравнение между этим образцом болгарского национального идеала и духа и бедностью и поверхностностью турецкого патриотизма хорошо прослеживались. Омер Сейфеттин был особенно одержим этим смущающим контрастом и экстравагантно использовал эту тему в своих рассказах.

Создание "балканской Пруссии" из "крестьянской нации" в течение полувека очаровывало младотурков. Это особенно примечательно, потому что Болгария в то время была главным противником Османской империи. По мнению Сейфеттина и младотурков, впечатляющие достижения болгар можно объяснить их приверженностью модернистскому кредо в сочетании с их пылким национальным сознанием. Рассказы Сейфеттина передают это очарование "Балканской Пруссией" в лучшем виде. В образе Болгарии он утверждает свою реакционную модернистскую утопию.

Сейфеттин развил отношения любви и ненависти с болгарами, что нашло отражение в его двойной риторике. С одной стороны, он осуждал их за жестокость, особенно за их ужасные преступления, совершенные против турецких мирных жителей во время Балканских войн. С другой стороны, он глубоко восхищался ими и их жестокими методами. Тирады его протаганистов — болгарских офицеров, государственных деятелей и партизан — о пользе безпощадности, жестокости и кровопролития — это, конечно, слова самого Сейфеттина, адресованные турецкой аудитории, призывая их подражать болгарской эффективности и модернизму.

Показательна дихотомия, которую Сейфеттин установил между молодым, современным и модернистским болгарским офицером Радко Балканески и партизаном старой школы капитаном Димко. Димко, необразованный крестьянин, был верен военному кодексу поведения (в отличие от жестокой эффективности Балканески), но эта его верность презиралась современными офицерами, такими как Балканески, как устаревшая и нелепая.

Презрение к традициям и крестьянским укладам было одним из существенных компонентов этой социально-дарвинистской точки зрения нового расистского национализма. По мнению его сторонников в постоянной войне народов всегда будут доминировать самые жестокие, самые безпощадные и самые фанатичные патриоты. Как бы жестоко это ни звучало, таков был закон народов и закон природы.

По словам Балканески:

"...резня — это социальное лекарство. . . Оставить часть микробов внутри тела во время медицинской операции — значит позволить пациенту умереть, допустив размножение микробов. Точно так же, оставление иностранного населения в стране усилит естественную вражду и ненависть проигравших к победителям и позволит им отомстить в подходящий момент".

Эти болгарские образы больше выдумка, чем реальность. Это модель, которую турки должны были одобрить, чтобы выжить и добиться успеха в войне народов. Это была реакционная модернистская утопия."


- Ü. Kurt и D. Gürpınar, The Balkan Wars and the rise of the reactionary modernist utopia in young Turk thought and the journal Türk Yurdu
Tags: былое и думы, кругЪ чтенiя, цитаты
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments