everstti_rymin (everstti_rymin) wrote,
everstti_rymin
everstti_rymin

Categories:

Наша ЖЗЛ



37 лет назад, 12 июня 1984 года, скончался П.Д. Барановский – русский архитектор и реставратор, человек, в годы советской власти спасший от уничтожения около 90 древних православных храмов.

Петр Дмитриевич родился в 1892 г. в крестьянской семье в Вяземском уезде Смоленской губернии. Его творческий путь начался в 12 лет, когда он увидел деревянную церковь в соседнем селе, был поражен ее красотой и сделал первые в своей жизни обмеры. Затем был Герасимов Болдинский монастырь, ставший его особенной любовью на всю жизнь: по нему он защитил диплом, его же он будет восстанавливать из руин после войны. Именно в Болдинской обители Барановский впервые применит метод, позднее названный его именем, - метод восстановления уничтоженного архитектурного декора по остаткам («хвостам») кирпича в толще коренной кладки.

В 1912 г. он окончил Московское строительно-техническое училище, а в 1918 г. Московский археологический институт.

В 1918 г. в Ярославе было поднято антибольшевистское восстание, подавленное в том числе с помощью артиллерийского обстрела древнего города. Петра Дмитриевича направили на восстановление пострадавших памятников. Он спасал расстрелянные шедевры русского зодчества и одновременно открывал за поздними переделками первозданный облик храмов не только в Ярославле, но и в Угличе, Ростове Великом, Мологе.

В начале 1920-х гг. он выдвигает идею создания в подмосковных тогда селах Коломенском и Дьяково музея нового типа: архитектуры и деревянного зодчества под открытым небом. Коломенскому он отдаст 10 лет неустанных трудов, станет его первым директором. В Коломенское Барановский будет свозить приговорённые к уничтожению памятники деревянного зодчества Русского Севера.

Его деятельность станет похожа на работу пожарного, пытающегося потушить огонь, зажигаемый злоумышленниками с десяти концов. Во время кампании по изъятию церковных ценностей он едет в Великий Новгород «для отбора и сохранения художественных и исторических памятников» (описывает 50 ценнейших объектов). После решения об организации лагеря в Соловецком монастыре он летит туда, чтобы успеть сделать описание и обмеры. При уничтожении Чудова монастыря в Кремле он на санках вывозит из него мощи святителя Алексия. Спасает от сноса уникальную церковь мученика Трифона в Напрудном, Александрову слободу, храмы Юрьева-Польского.

Когда Барановского пригласили для участия в подготовке к сносу храма Покрова на Рву (собора Василия Блаженного), он заявил: «Это безумие! Безумие и преступление одновременно. Я ничего для сноса делать не стану, а снесете – покончу с собой». Вряд ли этой угрозой он напугал членов ЦК, но в итоге шедевр XVI века не тронули.

Ценой сохранения памятника стала свобода Петра Дмитриевича – в 1933 г. его арестовали и отправили в Сиблаг. По ходатайству А.В. Щусева, И.В. Жолтовского, И.Э. Грабаря уже в 1936 г. Петра Дмитриевича освободили, но местом жительства ему определили г. Александров за 101-м километром. На свой страх и риск Петр Дмитриевич нарушал режим и буквально ежедневно ездил в столицу в связи с начавшимся сносом Казанского собора на Красной площади. Он успел провести фиксацию и обмеры храма, благодаря чему в 1990-1993 гг. одним из учеников Барановского, архитектором О.И. Журиным, Казанский собор был возращен Москве.

После войны Барановский занимался разработкой проекта реставрации Спасо-Андроникова монастыря. Во многом благодаря ему возникшая в 1947 г. идея Музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева была воплощена в жизнь.

Еще один важнейший этап в жизни Петра Дмитриевича это работа на Крутицком подворье - в средневековой резиденции Митрополитов Сарских и Подонских. Реставрация памятника под руководством Барановского продолжалась с конца 1940-х до 1980-х гг. В результате был возвращен к жизни уникальный ансамбль средневековой Москвы. Именно здесь в 1964 г. Петр Дмитриевич создал молодежное движение «Родина» при МГО ВООПИиК, участники которого стали добровольными помощниками и учениками великого реставратора.

Похоронен Петр Дмитриевич в Донском монастыре за алтарем Большого собора.
Tags: наша ЖЗЛ
Subscribe

  • (без темы)

    Антиалкогольная пропаганда из журнала "Пионер" за июнь 1932 года. Судя по всему, именно ей вдохновлялись создатели шрифта для "Веселых…

  • Антиквариат

    «Железнодорожные типы» «Иллюстрированная неделя», 16 февраля 1875 года.

  • Ах, молодость!

    9 февраля 1989 года газета «Гудок» (орган Министерства путей сообщения СССР) опубликовала список лучших представителей массовых профессий…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments