?

Log in

No account? Create an account
По истории гражданской войны. Про полчища инородцев. - Взгляд и Нечто [entries|archive|friends|userinfo]
everstti_rymin

[ website | My Website ]
[ userinfo | livejournal userinfo ]
[ archive | journal archive ]

По истории гражданской войны. Про полчища инородцев. [Jan. 26th, 2007|01:39 am]
everstti_rymin

Все "интернациональные формирования Красной армии", которых удалось отследить. По фронтам.

Вост. фронт: 

1-й Пензенский чехословацкий революционный полк (командир — А. Шромберг);
Пермский интернац. батальон (командир — Ференц Мюнних);

1-й Московский интернац. коммунистический отряд, из которого выделилились ряд батальонов: венгерский, немецкий, румынский, болгарский (первый командир Моск. отряда— венгр Е. Винерман);
Самарский интернациональный полк 25-й стрелк. дивизии, объединявший венгров, чехов, поляков, немцев, австрийцев, китайцев
;
1-й Интернац. полк 24-й стрелк. дивизии (командиры—сначала С. Частек, затем венг. интернационалист Дьюла Варга); Польский отряд «Победа» (командир — Петр Боревич
);
225-й Кит. стрелк. полк (командир—Жен Фу-чен
).

На Южном фронте:

2-й Интернац. стрелк.
полк 16-й стрелк. им. Киквидзе дивизии, объединявший чеш., словацких, венг., кит., итал. интернационалистов (откуда затесались итал. интернационалисты, убей меня, не понимаю!);
2-й Интернац. полк 1-й Укр. особой бригады
;
1-й Полтавский интернац. полк, составленный в основном из рум. и венг. бойцов;

Отд. интернац. кав. бригада
.

На Зап. фронте:

Западная (52-я) дивизия, сформированная на основе созданного в Москве в марте 1918 Революц. полка Красной Варшавы (первый командир— Ст. Жбиковский);
1-я Интернац. бригада, в составе к-рой особо отличился 3-й Интернац. полк (командир— венгр Лайош Гавро
).

На Юго-Зап. фронте:

216-й (бывший 1-й) Интернац. полк.

На Сев. фронте — 6-й Финл. стрелк. полк.

При разгроме бело-финской авантюры в Карелии в 1922 — отряд фин. курсантов Интернац. школы под команд. Тойво Антикайнена.

На Туркестанском фронте:

Отд. персидский (!) стрелк. полк

Еще небольшие отдельные подразделения там и сям, среди которых наиболее экзотические — китайский батальон на Сев.Кавказе (командир — Пау Ти-сан) и французский батальон (гл. обр. из солдат и матросов, перешедших на сторону Красной Армии из состава войск интервентов), сражавшийся весной 1919 под Одессой.
____________________________________

Судить об общем количестве иностранцев, принимавших участие в Российской гражданской войне на стороне красных, невозможно. И не только потому, что части и соединения сам бес кочергой мерял: были дивизии по 200-300 человек, а были батальоны как полки. Не учтены "воины-интернационалисты", воевавшие в самых обычных частях, не объединенные в "отдельные" полки и батальоны. То есть можно говорить о приблизительной цифре от 100 000, но не выше... 200-т? или 250-и? Да, цифра "1-й полк" не означает, что в дивизии был и 2-й, и 3-й. Учитывалась психология: любой хочет быть первым.

Вот фотография Польского Варшавского революционного полка в Москве (где, интересно?) в 1918. Какой там полк? От силы батальон.

img408/6158/766240008sa.jpg

linkReply

Comments:
[User Picture]From: kommari
2007-01-25 11:19 pm (UTC)
в советские времена мне попадалась цифра 400 000 человек

ссылки, естественно, дать уже не могу
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-25 11:29 pm (UTC)
Много. Про финских курсантов в свое время читал книжку - для меня откровением было, что ЦК новообразованной SKP в Петрограде расстрелял не какой-то терминатор - белофинский террорист, как меня всю жизнь учили, а эти самые курсанты. Которые так радикально пресекли "обуржуазивание" вождей.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhivar_rus
2007-01-26 12:33 am (UTC)
Я извиняюсь..., откуда такие сведения про общие цифры "интернационалистов"? Про сто тысяч, но не выше 200?

Если даже по заниженным, официальным, данным одних только венгров в Красной Армии было 100 тысяч (!!!) человек?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-26 05:18 am (UTC)
Да кто ж их, басурманов, считал?

Надо бы брать вилку между завышенными данными, когда надо было пролетарский интернационализм подчеркнуть, и заниженными, когда его надо было вычеркнуть.

Всяко, по количеству частей и соединений, получается тыщ 200.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhivar_rus
2007-01-26 09:14 am (UTC)
Не соглашусь, извините. Более склоняюсь к "занижено-усредненной" цифре 400 тысяч, уже озвученной kommari. Как-то тоже пытался подсчитывать, получилось порядка 500 тысяч. Много. Да. Но так оно и было. Те же венгры были взяты в плен в количестве полумиллиона (!!!) человек. И "красные венгры-интернационалисты" - это то бишь военнопленные которым большевики предложили послужить типа для досрочного освобождения, и за бабло, разумеется. Формально они никакие не интернационалисты, а ландскнехты наемные, к тому же получившие такую возможность как отомстить тем, кто брал их в плен, взять реванш, так сказать. И они старались. Представляете всю омерзительность этого действа? Забавно.., что как пишут, в Венгрию возвратилось по подсчетам из полумиллиона - 150-200 тыс. чел. Где остальные?

"Басурманов", разумеется, большевики считали. ТОлько цифирки эти спрятаны. Иначе гнусь страшная выйдет, выйди они наружу. С теми же "латышами" нужно тоже разобраться. Что это за латыши такие, с железной дисциплиной, стойкие, и с прекрасной воинской выучкой? Откуда такие "латыши" взялись и сколько их было на самом деле? Не оттого ли, что эти "латыши" были на самом деле немецкими военнопленными?
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-26 09:43 am (UTC)
Обычные были латыши. Меня ужасает, насколько развалили страну, когда четыре десятка тысяч сохранивших дисциплину и организацию чехов захватили всю Сибирь. И латышей - сколько их там было - оказалось достаточно, чтобы защитить советскую власть в 1918 году от Савинкова, который с 5-ю тысячами защитников родины и революции чуть было ее не сверг. Я занимался подсчетами - 23 тысячи с чем-то было латышей. Полчища латышей - это оттого, что надо же было оправдаться. У страха глаза велики, или плохому танцору всегда яйца-латыши мешают.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhivar_rus
2007-01-26 10:09 am (UTC)
что значит "плохому танцору"? Попробуйте возьмите-ка в плен тот же полмиллион тех же венгров! Или миллион (!!!)немцев? И не латыши их брали в плен.

Страна воевала - лучшие силы были на фронте. И в то же самое время в тылу произошла "революция" на штыках тех же военнопленных. Сопротивляться практически некому было.

Пленных чехов вооружили для борьбы с белой армией, а они решили что посражаются за себя. Предали так сказать пролетарскую революцию. И стали белочехами. В отличии от "красночехов", которые тоже были.

А в отношении их "успехов", того что захватили Сибирь... - дык, прикинем - киньте-ка в 1942-ом в Сибирь сорокатысячную организованную армию немецкую армию и что было бы? Да тот же результат - как нож в масло.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-26 10:40 am (UTC)
Ну, в 18 году армия разбежалась, захватив ружья с пулеметами, по домам - землю делить. Можно представить себе, как эта досыта навоевавшаяся солдатня отнеслась к добровольцам, которые провозгласили необходимость исполнения "союзнических обязательств" и "возвращения захваченного имущества законным владельцам".
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhivar_rus
2007-01-26 12:40 pm (UTC)
В апреле 1918 Красная Армия сформированная сплошь из инородцев, в тылу армии настоящей сражающейся на фронте, насчитывала аж 150 тысяч человек. (Из них 100 тысяч (официально) те же венгры)

Армия регулярная никуда не разбежалась. Просто был в марте заключен Брестский мир. Война импереалистическая кончилась. Началась гражданская.
И тут же в апреле, в день рождения Ильича, как подарочек, была введена всеобщая воинская повинность в возрасте от 18 до 45 лет (с декретом в июне 1918). За уклонение полагался расстрел. Догадываетесь, кто состоял в расстрельных командах?

Итогом была уже 300 тысячная армия. А к началу 19-го - полуторамиллионная.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-26 02:45 pm (UTC)
Феерическая картина. Честно говоря, немало пожил на свете, а такое слышу в первый раз. Почему-то это не пришло в голову ни одному белому мемуаристу. И не один из первопоходников в упор не разглядел в противостоящих десятикоатно численностью превосходящих толпах под командой Автономова (выдающийся был, между прочим, военачальник: попробуй такими успешно покомандуй!) ни одного венгра.

И ход переговоров в Бресте достаточно хорошо известен - договор был заключен таким, каким был, по причине невозможности обороняться от немецкого наступления: немцы ударили в пустоту. И возникшая "независимая Украина" уже подписала собственный "мир". А Вы говорите - воевала армия на фронте. И про инородцев, которые в формировавшейся "западной завесе" служили, никто почему-то не слова не написал, в т.ч. из тех авторов, которые ни про какой главпур не слыхали.

Всякие инородцы пригодились в новой столице для того, чтобы избавиться от вооруженных "сознательных пролетариев" и анархистской матросни, которые разбоем занимались, - это да. И во внутренних столичных разборках с левыми эсерами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhivar_rus
2007-01-26 10:32 pm (UTC)
И что же в этй картине феерического? Ну давайте займемся арифметикой-

Во вновь созданной Красной Армии на момент апреля 1918 года насчитывалось 150 тысяч человек.
Мы совершенно доподлинно, официально знаем, что латышей на этот момент в ней было 25 тысяч человек. Венгров - 40 тысяч. (Это официально, по многим источникам, хотя некоторые в том числе и Бела Кун говорили о 100 тысячах венгров). Плюсуем. Получаем цифру - 65 000 человек. Цифра, однако. Половина состава армии венгры и латыши. А других инородцев в не было? Как же, как же. Смотрим ВАШ список, где большинство перечисленных частей было создано-сформировано именно в первой половине 18 г.

Но к концу года - было уже 1,5 миллиона красноармейцев. И венгров тех же, уже совершенно официально, в КА было уже сто тысяч, ни один исследователь этого не отрицает.

И этот рост армии, как бы, позволяет различным исследователям ангажированным, говорить (лукаво) о ничтожном проценте иностранного контингента в Красной армии. Тем паче, что в 20-м в КА было уже 5,5 миллиона чел.

Но не станем забывать с чего эта армия начиналась и на чьих штыках держалась революция.

Про инородцев, служивших в КА писали, уважаемый everstti_rymin
, писали. А те писатели, выжившие, про которых не слышал главпур - не сталкивались в боях с теми же венграми, по причине несения ими (венграми)полицейско-карательных функций. На фронтах "инородцев" было мало и использовались они в основном для подавления крестьянских восстаний, где Красная армия , состоявшая из тех же крестьян, не годилась. Жалистные они очень к своим, крестьне-то, от слова христиане.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-27 05:51 am (UTC)
Никуда не годится арифметика. На момент заключения Брестского мирного договора венгры сидели все по лагерям, 40 или сколько там тысяч появились гораздо позже, как раз, когда чехи взбунтовались. Да, кстати, предложения "остаться в России и послужить новой власти" чехам действительно делали, но нехорошие Гайда с Чечеком их, негодяи, утаили. Наоборот, заявили подчиненным, что их хотят разоружить, чтобы выдать немцам как бывших военнопленных. У Гайды были уже свои договоренности с французами и англичанами.

Максимальное количество латышских стрелков относится к периоду установления советской власти в Латвии в 1919 году, где они в значительном количестве и были перебиты, поскольку взялись загонять в колхозы (это в 19-м-то году!) первоначально весьма им сочувствовавших хуторян-латышей.

"На чьих штыках" - это из области прикладной пропаганды периода затеянной при Ельцине кампании "разделения на белых и красных", чтобы "распылить электорат КПРФ". Можно долго сравнивать на чьих "штыках держались" все противоборствующие стороны.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhivar_rus
2007-01-27 10:33 pm (UTC)
Вы не правы. Арифметика хороша тем, что у нее простые действия типа сложения-вычитания. И при условии того что данные достоверны - арифметические данные не могут вызывать сомнения у нормалного человека. Если только человек не ангажирован или занимает заведомо отрицательную позицию. Здесь его убеждать, что 2x2=4 бессмысленно.

Проверим задачку. Имеются данные, что в апреле 1918 г. в Красной армии насчитывалось 150 тысч человечков. Эти данные у Вас вызывают сомнения? Нет? Или вызывают? Что в ней к тому времени состояло 25 тысяч латышей, судя по всему у Вас сомнения не вызывает. Еще бы... ;-)))Или тоже спорно?
Так... значицца дело в том, что в КА в апреле 1918 не было 40 тысяч венгров. Так?

Ну что же....

Давайте ка проясним, что вызывает у Вас несогластсие. - Смотрим материалы 1-го Всероссийского съезда революционных военнопленных интернационалистов - апрель 1918. Далее цитата из первого же материала попавшегося по ссылке (к слову историка, Вашего типа единомышленника, который говорит о незначительной роли иностранцев в революции) - и вместе с тем, читаем -

"Всероссийский съезд революционно настроенных военнопленных в общем представлял около 100 тыс. военнопленных. Венгерская секция составляла примерно 40% от общего числа делегатов [6] . Эту численность подтверждает и тираж газет, которые издавались на венгерском языке - орган Венгерской группы РКП(б) «Социалистиш Форрадалом» имел тираж 14-20 тыс. экз [6] . То есть мы можем говорить приблизительно о 40 тыс. венгров, которые на тот момент принимали активное участие в русской революции, хотя Бела Кун говорит более чем о 100 тыс. венгров, которые принимали участие в русской революции [6] . Безусловно, цифры Б.Куна выглядят вернее, так как съезд военнопленных есть представительство лишь части военнопленных, а всего военнопленных венгров насчитывалось около полумиллиона"

Итак - подтверждается цифра в 40 тысч человек.

Ну и какие у Вас тады претензии к арифметике?

2х2=5? ;-))))))))

(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-27 06:06 am (UTC)
Крестьянские восстания происходили во время гражданской войны, если считать ее временем 1918-20 годы, как вся историография, в общем, делает, то "крестьянские восстания" происходили как раз в тылу белых. Массовые крестьянские восстания против большевиков начались по окончании войны с белыми, "Сибирская Вандея" всякая там и в Тамбовской, напр., губернии.

Когда распропагандированные венгерские пленные добрались до европейской части России, из них сформировали корпус под командованием поручика Григорьева - идти на помощь венгерской коммуне. А Григорьев в рамках общего эсеровского выступления взбунтовался и стал знаменитым атаманом Григорьевым, которого потом батька Махно разбил и лично расстрелял. Так что интересные получаются кадры крестьянских восстаний.

Латыши тоже никаких в 18-м году крестьянских восстаний не подавляли, а вот расстрел артиллерией Ярославля после захвата города савинковскими спасителями родины и революции - имел место. И три выстрела из пушки, поставленной нехристями-латышами на паперть храма в Трехсвятительском переулке в Москве, - по особняку Саввы Морозова, где отряд эсеров-чекистов стоял, тоже. Чекисты были плохими артиллеристами, а латышские стрелки - хорошими.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhivar_rus
2007-01-27 10:46 pm (UTC)
@Латыши тоже никаких в 18-м году крестьянских восстаний не подавляли@
================

Ну... типа здравствуйте. Латыши только тем и занимались, что что-то "подавляли". Это входило в их функции. Начиная от разгона Учредительного собрания, до подавления Кронштадского или левоэсеровского мятежей. Но больше всего они отличились ИМЕННО при подавлении конкретно крестьянских восстаний.

Вот Вам карта мест, где латышские стрелки подавляли
восстания -

http://www.russia-talk.com/images/lat-map.gif


О-о-чень Вы меня удивили этой репликой. Очень.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-27 11:33 pm (UTC)
Во-первых, в интересующий нас период крестьяне "восставалм" в основном против белых, а во-вторых, некогда им было подавлять крестьянские восстания, потому что они загораживали от немцев Петроград, наводили порядок в Москве, охраняли в Кремле народных комиссаров, подавляли савинковское выступление в городах Поволжья. А потом устанавливали в Латуии советскую власть, но бросили, потому что надо было спешить под Орел ударниками против Деникина. Затем воевать на юге, в Крыму, а затем их сразу и расформировали. Потому как нефиг. Да и в Латышской дивизии к тому времени латышей не осталось, все погибли.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-26 10:44 am (UTC)
А у чехов оружие было изначально, они с ним с фронта в Киев прибыли и дальше поехали. Их как раз решили разоружить - под давлением немцев. Но, конечно, интересно представить себе, как навстречу друг другу двигались эшелоны с чехами и эшелоны с их распропагандированными врагами - бывшими пленными немцами и венграми, под красными флагами.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhivar_rus
2007-01-26 12:49 pm (UTC)
чехов разоружили, оставив вооруженных по ОДНОЙ РОТЕ на эшелон, если уж быть совсем точным.
(Reply) (Parent) (Thread)
[User Picture]From: arhivar_rus
2007-01-26 10:34 pm (UTC)
P.S.

Да. Я вот Ваш список просмотрел - он далеко не полон. Вот, навскидку, не углубляясь -(погуглил 15 минут)- дополнил.

На восточном фронте -
- 216-й Интернациональный полк 24-й стрелковой дивизии,


на Южном фронте –
- в Одессе сформировано (январь 1918) - 2 румынских революционных батальона
- Варшавский и Люблинский польские полки,
- Югославский и Китайский батальоны
- 2-й Интернациональный стрелковый полк имени Карла Либкнехта
- 1-й Астраханский интернациональный полк

на Западном фронте -
- 519-й интернациональный полк 58-й стрелковой дивизии
- в Минске - польский революционный батальон в составе стрелкового полка им. Минского совета рабочих и солдатских депутатов
- Немецкий полк Мандельбаума, того самого, который впоследствии перебрался на Печору (Печорский Чапаев, не говорящий по-русски) - цитатка (просто как иллюстрация, извиняюсь за многословие)-
«отряд Мандельбаума навел ужас на всю Печору. Окружив какое-нибудь селение, он сгонял всех жителей его на сход и объявлял, что мужчин он оставляет только до окончания полевых работ, после чего они вместе с детьми будут истреблены, а жены их будут оставлены в живых, так как еще “пригодятся” для красных». У одного «крестьянина все близкие были убиты красным отрядом Мандельбаума, а сам он совершенно случайно спасся, подвергнувшись страшным пыткам; грудь его была вся в язвах, так как его выдержали под открытым краном кипящего самовара, пока оттуда не вытекла вся вода»

Взять ту же Сибирь про которую мы уже говорили -

- В феврале-марте 1918 г. в Оренбурге был создан Интернациональный легион из венгров , немцев, татар,
башкир, позже он был преобразован в III Интернациональный полк, артиллерийской батареей в нем командовал немец Биран
-1-й Пензенский чешско-словацкий революционный полк Адольфа Шипека,
-4-й Екатеринбургский интернациональный полк,
Чехословацкий батальон Ярослава Штромбаха,
- 216-й Интернациональный стрелковый полк Славояра Частека и Дьюлы Варги.
- Омск - 1-я бригада дивизии им. Третьего Интернационала,
- да и вообще, как пишут - по мелочи - на службе в "различных" подразделениях Красной Армии состояло около 2 тыс. немцев, "сформированная из военнопленных, в Канске 350 немцев составили батальон охраны железной дороги, в Ново-Николаевске в "военной организации" состояло 250 немцев, около 1 тыс. – в Верхнеудинске; в Барнауле в батальоне Алтайской губчека под ружьем находилось 160 немцев; в интернациональном полку служили 600 чел.; 120 немцев несли службу в Томске; в Петропавловске из иностранцев был сформирован кавалерийский полк, в Тюмени – интернациональный батальон" Даже около 5 тысяч корейцев отважно сражалось под красными знаменами в Приморье. - это далеко не всё. Здесь нужно серьезно ковырять.

Ну и кроме того использовали конкретно нехристей типа, конретно в чисто христанских губерниях

были сформированы в 1918-ом -
- 1-я Татаро-Башкирская дружина,
- 1-й сводный Башкирский полк,
- Орский добровольческий боевой мусульманский отряд,
- Мусульманский советский полк,
- Уральский татарский батальон красных коммунаров,
- Оренбургский мусульманский полк
- Башкирская армия.

============

И это только только навскидку. Всё это еще ждет настоящего исследователя. Хотя.... Уверен что и исследования есть.
(Reply) (Thread)
[User Picture]From: everstti_rymin
2007-01-27 06:25 am (UTC)
Всякой твари по паре. Армия разбежалась, все вокруг, начиная с уездного уровня, объявили государственную независимость, эшелоны озверевших вооруженных фронтовиков "триумфально шествуют". Очевидно, да, попытка поддержания порядка с помощью наемников из инородцев имела место. Удручающая картина революционного хаоса.

По поводу всяких зверств можно ответить словами А.В.Колчака, которому задали вопрос про аналогичные действия подчиненных ему войск, - «Я наверное такого случая не знаю, но допускаю, что такой случай был возможен». Зверствами отличились все противоборствующие стороны - это принципиальный вывод. Можно, конечно, из исторической любознательности или в прикладных, пропагандистских целях поставить перед собой задачу – установить, кто зверствовал больше. Сделать это, так сказать, предметом отдельного исследования. С точки же зрения «общечеловеческих ценностей», глядя из сегодняшнего дня, нет оправдания зверству красных, белых, зеленых. Но это глядя из сегодняшнего дня.

Применительно же к теме «зверств», приходится констатировать: на освобождаемых от большевиков/от белогвардейцев и интервентов (нужное подчеркнуть) территориях, освободители вели себя порою хуже оккупантов. Террор принимал формы, когда жестокость трудно было объяснить только одной ненавистью, адекватностью реакции на действия противоположной стороны и разложением войск.
(Reply) (Thread)