everstti_rymin (everstti_rymin) wrote,
everstti_rymin
everstti_rymin

Category:

Наш (церковный) календарь. Дела давно ушедших лет, преданья старины глубокой



108 лет назад, 12 (25) июня 1913 года, начался процесс насильственного выдворения из русских афонских монастырей сторонников т.н. ереси имяславия, за несколько лет завладевшей умами большей части братии.

Начало ереси положила книга схимонаха Илариона (Домрачёва) «На горах Кавказа», изданная в 1907 г. Изложенное в книге учение о почитании имени Божия тут же вызвало жаркие споры, охватившие все основные русские обители Афона — Свято-Пантелеимонов монастырь, Андреевский, Фиваидский и Ильинский скиты. После появления публикаций с критикой книги Илариона, русское монашество на Святой Горе разделилось на противников и сторонников почитания имени Божия. Первые стали называть вторых имяборцами, а те в ответ говорили о своих противниках как об «имябожниках». Сами почитатели имени Божия назвали себя имяславцами, а свое учение — Имяславием.

В 1912 г. имяславские споры развернулись на страницах российских церковных и светских периодических изданий. Архиеп. Антоний (Храповицкий) опубликовал комментарий к кн. «На горах Кавказа» в журнале «Русский инок». Ответом на эту публикацию стала брошюра иеросхимонаха Антония (Булатовича) (в мiру — Александр Ксаверьевич Булатович, ротмистр Императорской Армии, исследователь Африки, кавалер многих орденов) в защиту Имяславия «О молитве Иисусовой». Депутация из двух русских афонских иноков отправилась в Константинополь к патриарху Иоакиму III добиваться осуждения имяславцев. Патриарх поручил богословам из школы на острове Халки рассмотреть имяславское учение. Они признали его еретическим, о чем было сообщено афонитам, но не произвело на них эффекта. Когда монах, зачитывающий патриаршую грамоту братии, дошел до упоминания о том, что Имяславие осуждено богословами с острова Халки, монах Ириней прервал чтеца словами: «Слышите, братия! В Халке! Что такое Халка, мы не знаем. Покажите из святых отцов, а Халки мы не признаем».


В Андреевском скиту монахи-имяславцы силой выдворили из монастыря игумена Иеронима с 48 монахами. По приказу губернатора Афона для усмирения бунта в скит явились солдаты, а затем прибыл вице-консул российского посольства в Константинополе В. С. Щербина, который заявил, что правительство требует восстановления игум. Иеронима. В феврале 1913 г. по приказу Щербины началась блокада Андреевского скита, продолжавшаяся пять месяцев: им перестали доставлять почту, продовольствие, денежные переводы

Весной 1913 г. проблематика имяславских споров обсуждалась в Свт. Синоде. По поручению Синода архиеп. Антоний (Храповицкий), еп. Никон (Рождественский) и профессор С.В. Троицкий осуществили критический разбор ереси. На основании их докладов Синоду архиеп. Сергий (Страгородский) написал «Послание к чадам Православной Церкви», где обвинил имяславцев в магизме и пантеизме.

Вл. Никону было предписано в сопровождении С.В. Троицкого отправиться на Афон для усмирения монашеского бунта. 19 мая определение Синода утвердил император Николай II, наложивший на докладе обер-прокурора резолюцию: «Преосвященному Никону моим именем запретить эту распрю». На Афон делегация во главе с архиеп. Никоном прибыла 5 июня. Пристань Пантелеимонова монастыря была полна монахов, «увы, не с радостью, а с праздным любопытством вышедших посмотреть на архиерея, которого давно, по его сочинениям, знали, которого некогда уважали, а теперь… видели в нем «еретика»». Никон направился в соборный храм, где беседовал с иноками, которые слушали архиепископа безмолвно. 11 июня, «полагая, что возбуждение еретичествующих несколько успокоилось», архиеп. Никон решился вторично сойти на берег для того, чтобы провести беседу с имяславцами. На этот раз встреча с монахами происходила в гораздо более напряженной атмосфере. Раздавались крики: «Еретик! Учит, что Христос - не Бог, нет Бога… Еретик, крокодил из моря, седмиглавый змей, волк в овечьей шкуре!»...

После того как миссия архиепископа не увенчалась успехом, было принято решение прибегнуть к помощи военных для вывоза имяславцев с Афона. Пароход «Царь» доставил на Афон 118 солдат и 5 офицеров для подавления бунта. Под охраной вооруженных солдат началась перепись монахов Пантелеимонова монастыря. По сведениям архиеп. Никона к 29 июня из 1700 иноков 700 заявили, что они «к ереси не принадлежат», тогда как прочие называли себя «исповедниками имени Божия». 3 июля в Пантелеимонов прибыл пароход «Херсон», на который погрузили 418 отчаянно сопротивлявшихся монахов-имяславцев. 6-8 июля пароход забрал 183 монахов из Андреевского скита. Всего с Афона вывезли 621 монаха.

В докладе Синоду архиеп. Никон так описывал выдворение имяславцев Пантелеимонова монастыря: «Все входы и выходы были заняты солдатами, оставлен лишь один выход - на лестницу, ведущую к порту и пристани... Почти три часа увещевали «имяславцев» добровольно идти на пароход: успеха не было… Наконец, рожок заиграл «стрелять». Это было сигналом для открытия кранов водопровода. Вместо выстрелов пущены в ход пожарные трубы». Имяславец Антоний (Булатович) описывал эти события по-другому: «Били беспощадно! ...Хватали за волосы и бросали оземь! ...Били на полу и ногами. Сбрасывали по мокрым лестницам с четвертого этажа! ...Было 46 раненых с колотыми, резаными... ранами, которых зарегистрировал судовой врач... В ту же ночь, как утверждают очевидцы, было похоронено четверо убитых»

13 июля экспедиция высадилась на берег в Одессе. Всех прибывших в Россию имяславцев ждала суровая участь: если их не сажали в тюрьму, то распределяли по епархиям и монастырям с запретом в священнослужении и отлучением от причастия.

После реализации насильственного сценария Свт. Синод внезапно оказался почти в изоляции: общественное мнение России сразу же стало на сторону «гонимых иноков». Противу прогресса и мнения передовой общественности не попрёшь: вскоре и, прости Господи, в элитах произошел перелом. 13 февраля 1914 г. Имп. Николай II вместе с Императрицей в Царском Селе милостиво приняли депутацию афонских монахов-имяславцев, после чего на церковном суде Московской епархии шестеро еретиков были оправданы и восстановлены в священном сане. Само же еретическое учение продолжало развиваться на более высоком богословско-философском уровне. В духе Имяславия писали свои сочинения свящ. Павел Флоренский, Сергий Булгаков, Е.Н. Трубецкой, А.Ф. Лосев...
_______________________________

В свое время рассорился с хорошим человеком, который от меня потребовал немедленно при нём возгласить анафему «имябожникам», угрожая разрывом всех отношений. Я начал мяться, говорить, что это дело тёмное и вообще было давно. И вот я здесь.☹
Tags: Церковь, былое и думы, наш календарь
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments